Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:05 

ekis
Я прочитал нашумевшую в узких кругах историю Бориски и пришел в дикий восторг от - нет, не от истории - от комментариев к ней.
Люди спорят, дискутируют, осуждают отца, осуждают маму, другие призывают к холодной рассудочности, обращают внимание на алогичность, стереотипное мышление, подвергают сомнению мораль истории, другие - то есть первые - защищают и отстаивают эту мораль, все как один приводят убедительные аргументы, которым противопоставляются аргументы не мене убедительные. История живет и бурлит.

А за историей стоит и улыбается хитрый автор.
Автор в открытую говорит о своем мнении, но благодаря сокрытию некоторых фактов центр тяжести внимания читателя не фокусируется на этом и читатель воспринимает предоставленную автором мораль как собственное умозаключение.

Тут вспоминается история о синих занавесках, в которых учитель литературы видит намек на глубокую депрессию главного героя, тогда как автор добавил эту деталь лишь с целью позволить читателю самому извлечь символику явления.

Я презираю такой подход к литературе, то есть наглое и умышленное использование известного штампа с тем чтобы читатель не имел путей отхода и возможности проявить свое критическое мышление, а наоборот - подавить его, но не могу не признать, что в умелых руках ветка яблони может превратиться в рогатку, с помощью которой автор начинает безобразничать и хулиганить, после чего вы просыпаетесь от звука бьющегося стекла, выглядываете в окно и видите лишь случайного прохожего (это и есть убийца дворецкий или - наш автор с рогаткой), но идете к соседям и выдвигаете претензии их восьмилетнему сорванцу, предполагая, что никто кроме него не мог этого сделать. Этот сорванец и есть наш отец Бориски, который в истории идеально вписался в конечный поучительный вывод, не имея возможности высказаться, возразить или хотя бы как-нибудь отреагировать, да хотя бы проигнорировать, что тоже является развитием его характера в глазах читателя. Но автору эта его реакция и не нужна, ибо яростный читатель уже спешит линчевать негодяя...

URL
Комментарии
2017-04-23 в 20:23 

Bats
Ну да, в жизни мало чёрно-белых историй, и сложность жизни многим людям кажется слишком тяжёлой, непонятной и непрогнозируемой, и люди хотят читать истории, где есть чёрное злое зло и доброе белое добро, чтобы не думать, а просто эмоционировать)

2017-04-24 в 01:06 

ekis
Bats, вряд найдется человек, который с этим не согласится. Меня в этой ситуации бомбит не реакция публики, но неуважительное отношение автора книги к ней. Профессия накладывает на человека определенные обязательства. Одна из функций литературы - провоцировать и поощрять твое собственное мышление, а не диктовать его. Автор истории манипулирует на чувстве стыда и вины читателя, которому позволяют идентифицировать себя - и это тоже опасный прием - только лишь с рассказчиком и не дает пространства для маневра, чтобы в чем-нибудь не согласиться с автором, ибо границы хорошего и плохого суживаются им до такой степени, что не согласись читатель хоть с каким-либо из умозаключений, как его мысль загоняют в угол и читатель рискует стать на сторону порицаемой стороны, отчего у него возникает страх, который заставляет читателя вторить рассказчику - "да, да, согласен на двести процентов!!!", чтобы избежать вины перед - кем? - собой же, не понимая, что вина навязана извне. Вот, например, как использует похожий прием Аллен Карр в известном "Быстром способе бросить курить": он занимает такую позицию, что, мол, раз ты, читатель, взял в руки книгу, значит ты уже на пути к тому, чтобы бросить курить, но не жди от меня помощи, не доверяй мне и сомневайся в любой удобный тебе способ, да и вообще - кури, пока не прочитаешь, а можешь и вообще не бросать - дело твое. И об этой позиции он напоминает читателю регулярно в перерывах между историями из личной жизни и практики лечения пациентов. Недоверчивый читатель, видя, что от него ничего не ждут, ничего ему не навязывают и в принципе не заставляют читать книгу дальше, невольно задается вопросом: "а почему же я до сих пор читаю её?", перестает ожидать чего-либо от автора и начинает рефлексировать и действительно думать о той причине, которая заставила его взять в руки книгу изначально. Автор помогает читателю под всевозможными углами посмотреть на себя и проблему курения. И он не навязывает своего мнения извне, он лишь помогает развить собственное. И в этом идея книги: лишь сам наркоман способен помочь себе. И если спросить любого, кто благодаря этой книге бросил курить: "И как она помогает?", - в 99 случаях из 100 он затруднится с ответом, но вместо этого улыбнется и скажет "Прочти - поймешь". Я сейчас говорю не о курении конкретно, а об очень удачном и показательном примере использования методов внушения в литературе. И правильном методе, который разрушает стереотипы, а не создает их.
Короче, к чему я все это. Авторов, подобных воспитательнице, нужно бить по рукам и ставить в угол за профнепригодность при попытке написать подобное.

URL
2017-04-24 в 01:50 

Bats

2017-04-24 в 02:11 

ekis
Bats, ну я понял-понял, и даже чувствую себя неловко. :duma2:

URL
   

ekisdiary

главная